Не так давно вступил в силу ФЗ №214 от 23. 06. 2016 года, который возвестил о том, что электронный полис осаго с 1 января 2017 становится обязательным. Причём не для страхователей, а именно для страховщиков, которые должны обеспечить всё необходимое для заключения договора страхования гражданской автоответственности электронным способом. Естественно, новый закон вызывает у многих автолюбителей массу вопросов, на которые мы и ответим максимально подробно.Что такое электронный полис?
Правительство давно задумалось над возможностью дистанционного оформления ОСАГО. Уже в 2015 году некоторые страховые компании предлагали своим клиентам подобную услугу. Правда, делалось это чаще всего немного иначе, чем требует закон об осаго сейчас. Можно было составить заявку на сайте страховщика, который позже присылал бланк по почте.
Наконец, 10 июня 2016 года Госдума одобрила законопроект, согласно которому любая организация, занимающаяся страховой деятельностью в сфере автострахования, обязана оформлять полиса осаго с 2017 года и в режиме онлайн. Для этого на её официальном сайте должна быть предоставлена подобная услуга, которая напоминает покупку товара в любом интернет-магазине. Только вместо приобретения готовой продукции гражданин получает полис обязательного страхования своей ответственности перед другими участниками движения.
Возможность оформления е-ОСАГО связана в первую очередь с появлением общей базы АИС РСА, которая содержит данные о:
- Всех водителях;
- Коэффициентах бонус-малус;
- Всех транспортных средствах;
- Зафиксированных ДТП и выплатах;
- Заключённых страховых полисах.
Пользоваться ею имеют право страховщики, ГИБДД, аккредитованные пункты ТО, Налоговая служба и пр. Наличие такой базы и позволило появиться электронному оформлению ОСАГО, которое даёт возможность не выходя из дома посредством интернета, специального сервиса на сайте страховой компании и банковской карты застраховать свою ответственность на случай ДТП.
Безусловно, это удобно. Помимо этого приобретение страховки через интернет занимает совсем немного времени, освобождая автовладельца от поездки к страховщику, ожидания в очереди и пр. Ещё одно преимущество – никто не навязывает доп. услуги, которые зачастую не просто предлагаются, а без разрешения клиента включаются в договор страхования, увеличивая стоимость полиса.
Что предъявлять сотруднику ГИДДД?
Многих водителей справедливо интересует вопрос о том, как быть в ситуации, когда вас останавливает инспектор ГИБДД, например, для проверки документов (в том числе, страховки)? Как можно доказать ему, что вы приобретали электронный полис «автогражданки»? На самом деле всё просто.
При покупке страховки через интернет вам на почту приходит бланк электронного полиса. Лучше всего его распечатать либо поместить на цифровой носитель, чтобы было проще возить с собой вместе с другими обязательными документами. Естественно, на таком бланке е-ОСАГО не будет различных защитных знаков и металлизированной полосы. Но сотрудник ГИБДД сможет легко проверить его подлинность – для этого ему достаточно обратиться к базе РСА или использовать специальный сервис ИМТС МВД России.
Как и бумажная версия, онлайн полис ОСАГО имеет точно такую же силу. Однако можно и заменить электронный документ, подтверждающий договор страхования, на бланк строгой отчётности. Для этого нужно будет обратиться в свою страховую компанию, где его вам могут выдать бесплатно либо связаться со страховщиком по телефону, чтобы полис отправили вам почтой. В таком случае придётся самостоятельно оплатить услуги по его доставке.
Оформляем ОСАГО в режиме онлайн
Для приобретения электронного варианта полиса Вам понадобится:
- ПК, ноутбук, планшет, смартфон и пр.
- Доступ в интернет
- ПТС
- Водительское удостоверение
- Диагностическая карта (не утратившая срок действия)
- Паспорт
- Предыдущий полис
После чего необходимо выбрать страховую компанию и зайти на её сайт. Теперь регистрируемся в личном кабинете (потребуется указать электронную почту и номер мобильного телефона). После чего будет доступна услуга получения электронного полиса ОСАГО. Правда, потребуется заполнить различные поля с указанием следующей информации:
- ФИО
- Дата рождения
- Сведения о ТС (категория, мощность, VIN, номер шасси и пр.)
- Период использования ТС
- Паспортные данные
- Номер водительского удостоверения и диагностической карты
- Сведения о водителях, которые сядут за руль ТС
- Дата получения водительских прав и мн. др.
Если нужно всего лишь продлить полис, то достаточно вписать номер действующего (или истекшего) договора без указания всех перечисленных пунктов. Следующий шаг – система проверит всю указанную вами информацию и сравнит её с данными базы РСА. В результате чего сформируется счёт на оплату. Осуществляем платёж посредством банковской карты. Как только пройдёт оплата, программа предложит два варианта:
- скачать электронный полис
- выслать его на почтовый ящик
Выбирайте любой удобный способ. Ведь из личного кабинета всегда можно будет повторить как одну, так и другую операцию. Некоторые страховщики также вместе с полисом отправляют на почту или предлагают скачать копию квитанции, подтверждающую оплату, памятку клиента-страхователя, список представительств страховщика и даже ссылку для проверки подлинности документа.
Нюансы использования электронных полисов ОСАГО
Помните, что электронные полисы осаго, начиная с 2017 года можно получать лишь тем водителям, которые уже страховались ранее. Ведь сведения о них должны быть обязательно в базе РСА. Если человек впервые страхует свою автогражданскую ответственность, то ему придётся обратиться непосредственно в филиал страховой компании. Также неудобства затронут владельцев новых авто. Приобретение е-ОСАГО для них недоступно, поэтому придётся страховаться «в живую».
По всей видимости, возникнут проблемы и у тех водителей, которые захотят оформить ДТП по европротоколу. Ведь без участия сотрудников ГИБДД сложно проверить, действительно ли у всех участников имеется страховка. Поэтому даже при небольшом ДТП, в котором очевиден виновник, а повреждения минимальны (ущерб до 50 тысяч руб.), лучший вариант – дожидаться инспекторов ДПС.
Сложности с использованием электронных бланков ОСАГО связаны и с тем, что в процессе оформления можно допустить ошибку. Элементарный человеческий фактор. В итоге простая опечатка может легко стать причиной отказа или задержек в страховой выплате. Поэтому рекомендуем всем водителям, приобретающим страховку онлайн, максимально внимательно заполнять все поля, касающиеся данных о ТС, страхователе, собственнике авто, водителях, допущенных к управлению и мн. др.
Часто задаваемые вопросы
- Отличается ли цена электронного полиса и бумажного бланка, полученного в офисе страховщика? Нет, их стоимость абсолютно одинаковая.
- Если ли возможность вносить изменения в полис е-Осаго? Да, но не все. В настоящий момент страховые компании уже начали работать над этой проблемой. Поэтому ряд изменений можно внести дистанционным способом через личный кабинет на сайте страховщика. Кроме того, всегда можно обратиться в офис, если что-то не удаётся сделать через личный кабинет.
- Что делать, если не получается купить электронный полис из-за возникших трудностей в процессе оформления? На сайте каждой страховой компании имеется номер контактного центра, по которому вы можете позвонить и задать интересующие вас вопросы.
- Как прекратить действие договора по е-ОСАГО? Это делается в личном кабинете? Нет, для этого необходимо обратиться в представительство или филиал страховой компании.